Передайте от меня привет Бродвею, когда попадёте на него.
Далеко не лучшее, на мой взгляд, произведение Бенцони. Взяв в руки книгу, я, ориентируясь на массу восторженных отзывов, надеялась найти повествование, хоть и не по интересной мне эпохе, но богатое на приключения. Благо вон была "Катрин" - не оторваться. Однако нашла вялое действие, состоящее в основном из салонных посиделок, время от времени разбавляемых попытками в приключения, рефлексий Марианны, вымученные сюжетные повороты и эталонную сьюху в качестве героини. Это было бы простительно для первого романа. Но подобные вещи у автора, уже имеющего опыт в сочинительстве, вызывают недоумение.

Итак, что мы тут имеем.

Марианна д'Ассельна де Вилленев, дочь француза и англичанки, дальний потомок той самой Катрин, причём потомок, похоже, со стороны матери. Логичнее вроде со стороны отца-француза. Теперь понятно, откуда это стремление нестись за любимым на край света, бросив всё и всех. Гены. Родители Марианны погибли во времена Террора, а девочку вывозит в Англию дальний родственник аббат Готье де Шазей (и снова привет Катрин), где сдаёт на воспитание тётушке, леди и старой деве Элис Селтон. Семнадцать лет спустя Марианна влюбляется в местного красавца-аристократа Франсиса Кранмера. Тётушка, благословив брак, умирает, потому что отпадает надобность в ней как в персонаже. Чтоб не мешала племяшке страдать фигнёй. Прямо было даже как-то за неё обидно. Персонаж-то проходной, но симпатичный.

Франсис не дурак поиграть в картишки, о чём известно всем, кроме тётушки Элис, знавшей его с детства, и крутит шашни с собственной кузиной Иви. Для поправки пошатнувшегося финансового положения и возможности удрать с любимой в закат он женится на главгероине. Однако Франсис, как и все персонажи мадам Бенцони, лёгких путей не ищет. Вместо того, чтобы наслаждаться брачной ночью (на такой красотке женился, фигли) и считать деньжата, он проигрывает Язону Бофору в карты свежеприобретённое состояние, которого добивался так долго. И своё тоже, что там у него осталось. А заодно и Селтон-холл. И право на первую ночь с Марианной. Правильно, чего мелочиться. Надо было ещё ночь с Иви на кон поставить для полного счастья. Язон, неуловимо напоминающий внешностью и повадками Ретта Баттлера, сообщает главгероине, что особняк и деньги теперь его, но он, как честный человек, готов всё вернуть за ночь любви. Марианна справедливо замечает, что как честный человек, он мог бы и так вернуть её имущество, и вообще пошёл бы он со своими предложениями.

Сам факт проигрыша целого состояния в карты вполне реален, неясна юридическая подоплека. Что, Язон в самом деле мог на следующий день явиться в Селтон-холл и объявить себя новым владельцем? А если Франсис заявит, мол знать ничего не знаю? Свидетелей-то их игры не было. Поверили бы американцу на слово? Имела ли Марианна право оспорить выигрыш? А она ни расписки там никакой с него не требует, вообще не требует документального подтверждения выигрыша. Выиграл и ладно. Франсис вон вообще спокоен как удав, хотя по идее все планы на жизнь рухнули, оказался в ещё большей нищете, вдобавок с женой.

В общем, вместо того, чтобы спросить с Язона расписку, попытаться спасти поместье, Марианна решает проблему радикальным способом: вызывает Франсиса на дуэль и закалывает шпагой, а потом ещё прибивает подсвечником прибежавшую на шум Иви. Что интересно, героиня в дальнейшем не испытывает ни малейших переживаний по поводу двойного убийства, словно мух прихлопнула. Даже с гордостью какой-то рассказывает затем, что вот так получилось. Дальнейшие похождения Марианны проходят по принципу "я просто пересекла Ла-Манш и тут понеслось". Все от неё чего-то хотят, за кого-то принимают, она без понятия, что происходит, но пытается хитрить, чтобы выпутаться из очередной переделки. Однако после побега от береговых пиратов вроде б живенькое действие идёт на спад. Ждали, что Марианна будет и дальше приключаться? Ждали, что она станет агентом Фуше и будет выполнять его задания? А накося выкуси. Всё, что она делает - это ничего не делает. Её досуг состоит из посиделок с великосветскими сплетницами, вялых рефлексий и попыток понять, что она чувствует к Язону. Ну там ещё автор периодически намекает, мол героине грозит некая опасность. Потом Талейран решает расшевелить это сонное царство и знакомит Марианну с Наполеоном, который, естественно, в неё влюбляется. Ибо у Бенцони клише: каждую её героиню должен любить сильный мира сего. А ведь была многообещающая сцена, когда Марианна играет с Морваном в шахматы и замечает причудливый шрам у него на пальце, ещё акцент делается на её наблюдательности. Я ждала, что впоследствии она опознает Морвана по этому шраму, но опять нет. Зачем нужны тогда сцены с ним - неясно.

Действие и впрямь немного сдвигается с мёртвой точки. О заговоре читать действительно интересно. Однако эта тема быстренько сливается. Даже не показали, чем кончилась засада на карету Наполеона. Дальше всё по накатанной схеме: салонные посиделки, самокопания по поводу Язона и очередной любови и до кучи сцены с Наполеоном, которые погоды не делают, но дают понять, что любила Марианна очень сильно, поскольку если любить не сильно, то вряд ли выдержишь человека с настолько специфичными тараканами.

Что можно сказать о героине? Поначалу она вызывает симпатии. Особых глупостей не делает, с удовольствием учится, обладает чувством собственного достоинства, наблюдает и делает верные выводы из увиденного, легко находит общий язык с людьми независимо от их возраста и социального статуса. В отличие от Фьоры и Катрин, очень влюбчива. Правда, в какой-то момент она решает объявить войну мужчинам, что выражалось в брезгливом фырканье на посланца Фуше. Полторы главы повоевала, покуда не встретила очередную большую любовь. Но постепенно образ сообразительной, жизнелюбивой и высокоморальной девушки тускнеет. Из гордости отказаться от ночи с Язоном ради спасения поместья, чтоб потом отдаваться в сарае на сене какому-то мужлану Ледрю. Бенцони прям умеет выдерживать характер героев, я смотрю. И сьюха от главы к главе проступает всё ярче и ярче.

По всем канонам подобных романов Марианна, естественно, редкостная красавица с зелёными глазами и нервными (так в тексте!) ногами. А вот у Язона нервные руки. Они нашли друг друга. Она обладает кучей талантов и навыков, по большей части нужных лишь чтоб продвинуть сюжет на данный конкретный момент и больше о них не упоминается. Марианна фехтует лучше опытного гвардейца, держится в седле как амазонка, поёт что соловей и занятия по вокалу ей фактически не нужны, играет в шахматы как гроссмейстер, знает несколько языков... Особо меня порадовало, как быстро Марианна обучилась французскому языку. То едва понимала, что говорят её спутники, а то вдруг заговорила на фране как на родном. И этому чуду всего семнадцать лет. И да, все без ума от её красоты, все рвутся с ней дружить и заваливать подарками, мужчины от неё без ума, в общем, весь Париж падает к её ногам. Апогея преклонение достигает в финале, когда героиня с минимальной подготовкой выходит на сцену и все в экстазе от её пения, цветы, овации... Честное слово, у меня сложилось впечатление, что Бенцони за счёт Марианны утоляла какие-то свои комплексы.

Читать продолжение абсолютно не хочется, даже если там действительно начнутся приключения. Единственный, кто мне понравился, так это шевалье де Брюслар. Кажется, он единственный во всей этой саге адекватный персонаж. Пусть его и дальше не поймают.

@темы: книги

Комментарии
25.03.2020 в 16:25

Спасибо большое, с интересом прочла ваш отзыв!
Как обычно, вы увидели кучу мелочей, что от моего внимания ускользнули (но это и понятно - мне многое могли застилать юношеские воспоминания). Старушке-Жюльетта, конечно, от вас досталось, но... чем больше ее читаю, тем больше понимаю, какой же все же она писала бред )))
Понимаю, почему вам не хочется читать дальше (давала тут читать как раз эту серию одной моей подруге, и она тоже дальше первой книги не зашла, даже первую закончить не сумела), но все же, если вы вдруг возьметесь (а там дальше будет все больший и больший бред) то буду очень рада узнать ваши впечатления.
Валери.
25.03.2020 в 23:29

Передайте от меня привет Бродвею, когда попадёте на него.
Спасибо!
Я просто-напросто опасаюсь, что в следующих книгах будет та же волынка: болтовня, рефлексии и чуть-чуть приключений, чтоб читатель совсем не уснул. Захватывающее действие, возможно, примирило бы меня с малоинтересной мне эпохой. Ну, что бред будет, уже и по первой части ясно. Франсиса вон мадам Бенцони оживила для полного счастья, хотя Язон Марианну об этом почему-то не предупредил. А не знать - вряд ли он не знал.
25.03.2020 в 23:35

Передайте от меня привет Бродвею, когда попадёте на него.
О,о, что я забыла написать. Наполеон всё допытывался у Марианны, что у неё было с Ледрю, а та предпочла умолчать о ночи в сарае. Но почему тогда Наполеон не стал докапываться дальше и не выяснял, кто стал первым мужчиной Марианны? Он же такой ревнивый, неужели этот вопрос его не волновал? Тем паче о несостоявшейся брачной ночи он в курсе.
26.03.2020 в 11:38

> Я просто-напросто опасаюсь, что в следующих книгах будет та же волынка: болтовня, рефлексии и чуть-чуть приключений, чтоб читатель совсем не уснул.
О нет, там будет страшная укурка!
> Ну, что бред будет, уже и по первой части ясно.
И бред еще больший!
> Но почему тогда Наполеон не стал докапываться дальше и не выяснял, кто стал первым мужчиной Марианны? Он же такой ревнивый, неужели этот вопрос его не волновал? Тем паче о несостоявшейся брачной ночи он в курсе.
Очень интересным вопросом вы задались! Я тоже когда-то об этом думала, что посчитала Наполеон об отсутствии ночи не был в курсе. Но если был тогда...
А вообще, вы знаете, когда в посл. раз перечитывала Бенцони, то поймала себя на мысли, что она свои книги писала... даже не то чтобы в потоке вдохновения, а вот... не включая мозг, вопреки, как то любят говорить сейчас "обосную". Типа - "ах, придумаю-ка я вот это или вот это, какой будет свун!" или "Помучаю еще немножко героев, прикольно будет!" А логика - "нет, не слышала" )))
27.03.2020 в 00:33

Передайте от меня привет Бродвею, когда попадёте на него.
Да-а, с логикой там герои совсем не дружат, не припомню у неё ни одного персонажа, особенно среди основных, который всегда вёл бы себя адекватно и не совершал странных поступков. Вот разве что Тристан)