Возвращение Волан-де-Морта дубль два и меметичная фраза "Добби свободен!".
Домовик Добби всячески пытается намекнуть Гарри, что тому нельзя возвращаться в Хогвартс, но он всё-таки туда едет. В Хогвартсе ходят слухи о Тайной комнате, где один из основателей школы, Салазар Слизерин, заключил великое зло. Выпустить его на свободу может только наследник Слизерина, но вообще это всё легенда и за тысячу лет комнату так и не нашли, хотя пятьдесят лет тому назад кто-то (не будем показывать пальцем, хотя это был Волдеморт) её открывал, что закончилось смертью девочки. Гарри слышит странный голос, а в школе учащаются случаи нападения на учеников и очевидно, что кто-то вновь открыл комнату и выпустил зло. Никогда такого не было и вот опять. Все подозревают Гарри, Гарри подозревает Драко Малфоя, а виновным, как в предыдущей части, оказывается тот, на кого никто и не подумал.
Второй сюжетной линией идёт вопрос о чистоте волшебной крови. В первой части он тоже возникал, но не сильно, даже Драко по нему не загонялся. А теперь магический мир оказывается на грани раскола, правда, только в фантазиях Малфоев: они спят и видят, как устранить всех нечистокровных магов, поэтому пробуждение зла им выгодно. Зло чистокровных не трогает. Ну и заодно под шумок можно копнуть под Дамблдора и Артура Уизли, ибо нефиг обучать грязнокровок и общаться с маглами. Для остальных магов вопрос крови вообще не принципиален. Во-первых, без браков с маглами и полукровками они давно бы вымерли (это таки объясняет, откуда вдруг в семьях маглов рождаются дети с волшебными способностями). Во-вторых, одарённость волшебника не зависит от его происхождения. Или зависит, но как раз-таки наоборот: из полукровок получаются весьма интересные и одарённые маги. Ибо гетерозис. Тот же Сами-знаете-кто, от чьего имени до сих пор трепещут, был сыном магла. В третьих, устранить всех маглорожденных и полукровок - это перебить половину, если не больше, всего магического мира, ибо чистокровных династий осталось всего ничего.
Как оказалось, в семьях магов таки рождаются дети без волшебного дара, их зовут сквибами и их наличие почти всегда позор семьи. Могут рождаться и очень слабые маги, вроде Невилла или Крэбба и Гойла. Для маглов рождение в их семье волшебника тоже вроде бы позор, хотя практика доказывает обратное. Эвансы гордились способностями Лили, Петунью вон до сих пор от зависти колбасит. Родители Гермионы ничего не имеют против её волшебного дара. Родители Дина тоже не возражают. Вот полукровкам действительно сложно приходится. Полукровка, как оказалось, понятие растяжимое. Это не только дитя магла и волшебника, но и дитя волшебников чистокровного и маглорожденного, а также дитя полукровок. И в целом принцип наследования волшебного дара зело сложный. И да, оказывается, бывают полукровки, у которых мать-магла, но чаще в смешанных браках магл почему-то отец. Маглы раньше были просто маглы, а теперь стали ещё и простецы.
Устройство магического мира по-прежнему вызывает вопросы. Я по первой книге думала, что мир волшебников полностью отделён от людского и сообщение происходит через какие-нибудь порталы, вроде того кабака, где находится проход в Косой переулок, или платформы девять и три четверти. Оказывается, нет, волшебники натурально живут бок о бок с маглами в одном измерении и вынуждены соблюдать конспирацию, чтоб не ровен час никто не заметил. Хогвартс, Запретный лес и многие другие объекты люди, видимо, всё-таки не видят, либо их всё же прячут в параллельной реальности. В общем, голову сломаешь. При этом у волшебников свой язык, искусство, деньги, газеты, радио, спорт и т.п. Ещё более странно, что при таком тесном соседстве изобретения и обычаи людей для волшебников из разряда "вау, что у них есть, я о таком слышал, но не видел". Опять же при том, что среди них полно маглорожденных. И ладно бы людские вещи удивляли детей. Но взрослых магов? То есть, например, Артур Уизли много лет жил рядом с людьми, общался с ними, изучал их изобретения, был в их городах, и при этом не знает, как устроена автобусная остановка. Хотя маглов, соприкасающихся с миром магии, быт волшебников удивляет не так чтобы очень.
Конспирация у волшебников соблюдается спустя рукава. Мне особо понравилось, как сова из Министерства магии влетела прямо в столовую к маглам и, видя, что адресата там нет, бросила письмо. Ну сама беспалевность. Вообще, создаётся ощущение, что для маглов мир волшебников - это такой секрет Полишинеля. Все о нём знают, но предпочитают делать вид, что не в курсе.
Дичайше интересно: хоть кто-нибудь извинился перед Хагридом и снял с него запрет колдовать, когда выяснилось, что он непричастен к гибели Миртл?
Снейп (в моём переводе он Снегг... ой, спасибо хоть не Злодеус Злей) хорош. Жаль, пока что раскрыт мало. И нужно ещё абстрагироваться от киношного образа.
Из этой книги понятно, что Драмиона - для меня, во всяком случае, вещь занятная. Драко, так загоняющийся вопросами чистокровности, и грязнокровка, да ещё превосходящая его в магических способностях, да ещё и подружка Поттера. Это ж такая драма. Вот Снейп/Гермиона (или как там в фендоме это называется) уже на грани извращения. Хотя пейринг, как я поняла, вполне популярный.