Большое спасибо читателю, приславшему ссыль на этот раритет! Я так и думала, что этот фильм утрачен с концами и особо им не интересовалась, а его, оказывается, уже выудили из какого-то архива, сделали копию и выложили на ютуб. Качество, понятное дело, какое, но что есть, то есть. Скринов не делала, поскольку разглядеть на них всё равно можно очень немногое, надо смотреть в движении.
В целом фильм приятно удивил. Эсмеральда и Квазимодо очень подходят по типажу, хотя тут и качество видео роль играет - лиц-то толком не видно. И то ли тут совсем нет гиперболичной мимики, из-за которой я не люблю немое кино, то ли её скрадывает качество. Но Эсма, по крайней мере, не производит впечатления зрелой многоопытной женщины, чем грешат экранизации, начиная с 1956. И танцует живенько, всё-таки профессиональная танцовщица снималась. Единственное, толпа так плотно обступала танцующую цыганку, что я всё время невольно ждала, когда Эсме или ногой кому-нибудь нечаянно засветит, или шалью, или что там у неё, кого-нибудь зацепит. И коза имелась, ростом в пол-цыганки и до того инертная, что спокойно можно обойтись вообще без неё. Без других обошлись же. Квази близок к моему представлению о внешности этого персонажа, по счастью, из него не стали делать инфернальное создание, как в фильме 1923. Причём создатели учли особенности ног Квазимодо, по тексту сходящихся только в коленях и последовали ей по-максимуму. И актёр весь фильм проходил с вывернутыми конечностями и кренясь на один бок. Карабкаться по стенам, конечно, такой Квази вряд ли мог, он и ходил-то с трудом. Клод, несмотря на молодой возраст актёра, выглядит стариком. И это единственный персонаж, страдавший чрезмерной жестикуляцией. Он то ходит с рукой у плеча, то машет рукавами в стиле "смотрите, люди, я Бэтмэн", то прячет лицо, то отмахивается, дескать, чур меня, чур. В общем, отношение к эсмопроблеме демонстрировал весьма активно и особо не скрываясь.
В целом сюжет представляет собой выжимку из романа. Выбросили выборы папы шутов, Гренгуара, Клопена, Гудулу и Жеана, Эсмеральда любила Феба ещё до попытки похищения, Квази почему-то с самого начала заглядывался на её танцы (надо видеть его лицо, когда мэтр позвал его ловить цыганку). А зачем тогда ключевая сцена водопоя? Мне понравилось, как Квази прикорнул в келье мэтра, пока тот алхимичил. Потом мэтр разбудил его и отправил на работу. Квази, что характерно, первым делом приложился к архидьяконской руке. Ритуал, видимо, такой. Клод долго не думал, увидал в окошко цыганские пляски, пошёл похищать среди бела дня. Правильно, чего зря время терять. И он весьма эпично убегал от стражи, едва не сшибив Джали. И совершенно беспалевно следил за Фебом. Тот его шугнёт, Клод отскочит, потом следит опять. Что интересно, не пускал Эсму на свидание с капитаном, доходчиво поясняя, какой этот капитан плохой, а, когда Эсма не послушалась и всё-таки пошла, долго махал руками просто посреди улицы, а потом вообще полез по стене на второй этаж. То-то, небось, прохожие удивились. И ещё пометался и почурался прежде чем пустить в ход кинжал. Кинжал падре, кстати, в итоге уронил, так что чем он там зарезал Феба, так и осталось неясным. Причём прирезал таки насмерть. Внезапно. Козу посадили с Эсмой в одну камеру, хотя на свидание Эсма приходила вообще-то без Джали. Паровозом с хозяйкой загребли. Сцену в пыточной и признания в тюрьме зачем-то поменяли местами, едва не совместив признание с Красными вратами. То есть сначала Клод признаётся в любви, а, получив отказ, отдаёт Эсму палачу. И при этом демонстративно переживает, прыскает Эсме в лицо водичкой, подхватывает на руки. И всё это при палаче и членах суда. Хотя те всё равно не удивились. Возможно, архидьякон не впервые так себя вёл? Он и на покаянии силком её в собор тащил. А Квази унёс вообще беспрепятственно и долго не догадывался снять с шеи девушки верёвку, в итоге снял через ноги. Порадовала Эсма, в Красных вратах оттаскивавшая Квази от папеньки. И потом такая обоим показала на выход, дескать кыш из кельи, идите снаружи разбирайтесь. И только тогда Квази лёг спать возле порога. Штурма не было, да его и нереально, наверно, отснять в те года. Просто Клод привёл солдат и те уволокли цыганку на виселицу, пока Квази спал. У порога кельи, напомню. Проснувшись, решил покарать злодея и гонялся за Клодом по всему собору. И похоже было, что уже сам Клод перелез через перила баллюстрады, лишь бы Квази от него отстал. В финальных кадрах тело архидьякона поднимают и уносят. О судьбе Квазимодо ничего не известно. Монфокона, как я полагаю, за кадром тоже не будет.