Апнула, поскольку немного подкорректировала этот пост и добавила несколько фактов.

Изо всех фотографий со съёмок "Горбуна..." 1939 меня больше всего занимает эта:

читать дальше

И что это конкретно: постановочное фото, съёмки какого-то эпизода, репетиция, удалённая сцена? Вроде как персонажи на колокольне Нотр-Дама. Но в единственном эпизоде, где Фролло и цыганка пересеклись на колокольне, Эсмеральда была в платье. Хотя по мизансцене очень похоже на финальное столкновение. Встречи непосредственно после неудавшейся казни в фильме не было. А я б посмотрела. Поискала, вроде ничего не вырезали. Хотя... Попался на ютубе ролик, где танец Эсмеральды чуток отличается от того, что я видела в фильме. Момента на 0:42 я что-то не помню. Точнее, есть там такое, но девушка показана не в полный рост.
Заодно поискала, нет ли англоязычных фиков именно по этому фильму. В русском фанфикшене я, походу, первооткрыватель, все работают по роману, мюзиклу и Диснею, одну меня понесло в неведомы степи. Нашла один (!) фик, и то там Клод и архидьякон. Ладно, меня тоже поначалу смущал судья Жеан. Потом привыкла.
Аж обидно, что эту экранизацию обходят вниманием. Ведь отличная же лазейка (помимо Диснея) для фресмоманов. Если таки охота свести Клода и Эсму, не надо изворачиваться, лишать Фролло сана, делать его вероотступником и теде и тепе. Уже есть прекрасный Фролло, близкий характером к канону, с кучей дополнительных ништяков и не связанный никакими обетами. Бери и жени. Хочешь - переименуй в Клода. Но нет. Надо извращаться над каноном.
В принципе, я могу почитать хорошо написанные фанфики с ФрЭсме. Эта пара соответствует любимому мной в кино/литературе типу отношений. Если подвести обоснуй, вполне можно их зашипперить. Но в целом будущее каноничного ФрЭсме одно - безысходность. Не смогут они быть счастливыми, даже если по воле фанатов у цыганки проснутся чувства к Фролло. Он священник. Это всё. По крайней мере для меня табу в построении их будущего. Сан - это не костюм, чтобы снял и пошёл. Тем более у католиков священник даже лишившись сана формально остаётся священником. Нарушивший обет безбрачия совершает святотатство и не получит прощения даже на смертном одре. Фролло-то, если вспомнить, замахивался не на близость с цыганкой, что было бы только нарушением обета целомудрия (по сути ещё полбеды), но рассчитывал на длительные отношения. А какие могли быть варианты таких отношений?

1) Эсмеральда живёт в соборе на правах ищущей убежища, Клод бегает к ней в келью. Часто встречала в фанфиках такой вариант. Банальное сожительство. Грех, святотатство и прочие ай-яй-яй. Учтём, что средства контрацепции... быть-то были, но... нужный эффект не всегда давали. Куда девать детей?! Уж чего-чего, а детей Фролло любил. Чтоб он подбросил куда-то собственное потомство и больше не интересовался его судьбой? Сомневаюсь я.
Как представлю, блин... Зайдёт в келью цыганки архиепископ Луи де Бомон, а там уже сформировавшаяся семейная ячейка.
2) Эсмеральда живёт в городе. У Фролло дом имелся в квартале Тиршап, так уж чего проще. Поселил девушку в родовом гнезде и бегает к ней в свободное время. Тоже встречала в фанфиках. Днём в соборе, ночью с цыганкой. Ну хоть Нотр-Дам не оскверняют своими кувырканиями. Но так просто не побегаешь, обязательно возникнут подозрения. Нет, так-то Клод и раньше бродил по городу, драпируясь в плащ - а вы думали, откуда взялась легенда о монахе-призраке? - но тут надо соблюдать осторожность, чтоб не выследили, да и физически тяжело разрываться на два лагеря. Сожительство во грехе, физическая усталость, постоянный страх, что выследят и застукают. Эсмеральде тоже не было бы особо приятно, что мужчина бывает у неё набегами и подвергает себя постоянной опасности. Короче, не айс.
3) Вариант самого Фролло. Архидьякон и цыганка бегут из города, оседают в какой-нить глухомани под чужими именами. В этом варианте могут и официально узаконить отношения, а могут просто выдавать себя за мужа и жену/брата и сестру. Грех, обман, лишения, скитания, страх, что найдут и раскроют.
Не забудем, что там XV век на дворе и за нарушение церковных обетов наказание последовало бы оч-чень суровое. Смог бы каноничный Клод ступить на путь лжи, постоянного страха за жизнь свою и цыганки, постоянного, ежедневного осознания совершённого им греха? Это не месяц, не два, а на всю жизнь. Ступить-то, впрочем, смог и даже собирался, а вот выдержал бы? Не слишком ли опрометчиво жертвовать всем ради той, которая ненавидит и боится тебя? А если даже и полюбит, не факт, что Фролло, испытав все "прелести" третьего варианта, не раскается в своём пожертвовании и на смену всепоглощающей страсти не придёт ненависть. К тому же характер у него тяжёлый, жить с таким человеком непросто. Ревновать станет к каждому столбу - это уж сто из ста.
Предвидят ли фанатки такой исход для этой пары и готовы ли провести её через такие испытания? Понимают ли, на что обрекают героев? Очень немногие понимают. Я не хочу такого исхода для них. Поэтому для меня единственный благополучный финал, где все живы, таков: Клод, перебесившись, находит в себе силы отпустить цыганку, как бы больно и тяжело ни пришлось. Это может быть самостоятельно принятое решение, может сказаться влияние духовника, как угодно. Он отпускает. Цыганка живёт. Фролло посвящает себя служению Богу и постепенно в его душу приходит мир. Только так можно устроить благополучие персонажей. Но фанфиков именно с таким финалом раз, два и обчёлся.
Ведь в чём трагедия Фролло? Он понимал всё вышеизложенное. Сам себя загнал в угол. Не рассчитал своих возможностей, принимая сан, выбрал путь, который в принципе ему не нужен и чужд, а когда спохватился - всё, поздно, поезд ушёл. Дополнительно терзало то, что и путь этот ему фактически навязали, а сам бы он, может, по-другому поступил. С детства родители долбили, мол, становись священником, а когда появилась возможность определиться самостоятельно, он как-то уже и не представлял иной дороги, кроме как в церковь. Да тут ещё и Жеан на руках. Вот кстати, те, кто считает, что Клод именно любил Эсмеральду, сравните его отношение к цыганке и брату. Для Жеана он охотно жертвовал чем-то себе в ущерб, а от цыганки только требовал для себя. Он мог спасти её, не ставя перед выбором. Мог хотя бы попытаться, оттолкнув девушку, завоевать её доверие. Мог озаботиться комфортом дамы сердца в соборе. Тогда как Квази отдал Эсме свои тюфяк и пищу, Клодушка только в окно поглядывал и ревновал. Он не сделал ничего, чтобы девушке было хорошо, желая, чтоб хорошо было только ему. Создаётся впечатление, что больше-то он не цыганку любил, а свои чувства к ней. Эти его длинные монологи о том, как он страдает не подкреплялись стремлениями построить отношения пусть и с ущербом для себя, но во благо девушки. Скажем так. Он её обожал, боготворил, преклонялся перед ней, вожделел её, но не любил. И кто знает, увенчайся успехом его попытка силой овладеть цыганкой, может, он, отведав запретного плода, вообще угомонился бы. Хотя не исключено, что, наоборот, вошёл бы во вкус.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Что у нас там? Я люблю эту девушку с первого взгляда. Она сама виновата, что я её полюбил. Мне нравится смотреть на неё, слушать её, она мой идеал. Я понимаю, что совершаю грех, но это её вина в том, что я совершаю грех. Я не буду с ней разговаривать, не попытаюсь познакомиться, сделать что-то, чтобы она меня заметила, оценила и прониклась ответной симпатией. Я стану гнать её прочь, преследовать, словом, делать всё, чтобы она меня возненавидела, а потом буду страдать над тем, какой я несчастный. Хотя понять можно: Фролло боролся со страстью, пытался удалить её объект как можно дальше. Но, когда понял, что бесполезно, продолжал усугублять ситуацию. Сделаю так, чтобы ей стало плохо, тогда смогу заполучить её, даже если она и погибнет. Ей плохо, она страдает, но я-то страдаю сильней. "Я не предвидел пытки!" - ога, он первый день на свете живёт и не знает, как проходят суды. Я её пожалею. Я расскажу ей о своих чувствах, предложу помощь пока ещё просто так. Она меня отвергла?! Ну так пусть умрёт! Я буду мучаться, меня сгрызёт совесть, я пойму, как гнусно поступил, поплачу над своей растоптанной любовью. Она жива, ей плохо. Я ничего не сделаю, чтобы утешить её, чтобы помочь ей. Я буду ревновать, попробую взять её силой. Сделаю так, чтоб ей стало ещё хуже, чтоб либо со мной, либо смерть, хотя всё ещё могу помочь просто так. Она снова меня отвергла?! Ну так пусть умрёт, а я посмотрю. Я знаю, что мне будет плохо, что, скорее всего, сойду с ума и не смогу жить без неё, но зато она не достанется никому.

Будь его чувство именно любовью, а не эгоистичной страстью, ему было бы легче. Тогда он смог бы найти верный путь и здраво оценивать свои поступки. В экранизациях некоторые острые углы сглажены. Фролло-1939 не пытается изнасиловать цыганку, признаётся ей в любви в мирной обстановке безо всяких истерик, да и преследует девушку не с целью запугать, а чтоб увидеться с ней. Фролло-1956 пытался защищать цыганку на суде и покорно принял расплату за её гибель. Фролло-1977 по сути пытался спасти цыганку от изнасилования со стороны Феба - потому и выскочил с кинжалом. Фролло-1982 начал с того, что помогал цыганке и спокойно, опять же без истерик и словесного потока, пытался с ней познакомиться.

Другая трагедия Клода в его одиночестве. Его никто не любит (кроме Квазимодо, но Квазимодо он в расчёт не принимал), некому выговориться, никто не поддержит. Да он и сам не стремился с кем-то делиться. Такой уж характер. Лоб себе о стенку разобью, сойду с ума от непотребных мыслей и переживаний, но мы ж ёж птица гордая, никому не выговоримся, чтоб хоть на душе легче стало. И духовника у него нет (вот кстати почему?), некому исповедаться. Всё держал в себе, оттого и выплёскивался в итоге на девушку поток словесных страстей.

На моей луне я всегда один,
Разведу костёр, посижу в тени.
На моей луне пропадаю я,
Сам себе король, сам себе судья.


Могла ли его страсть переродиться в любовь? Могла бы. Но Гюго времени ему не дал. Да и зачем? Всё равно будущее ФрЭсме одно: отсутствие этого будущего.